Программа развития школы
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ СЕВЕРСКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 27»
ИМЕНИ ЧЕРНЫШОВА АНДРЕЯ ДЕНИСОВИЧА
Программа развития школы
СЕЛО ЛЬВОВСКОЕ
СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ МОУ СОШ №27 НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА
1. КРАТКАЯ АНННОТАЦИЯ(ПАСПОРТ) ПРОГРАММЫ
2. ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА ОБ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
3. КОНЦЕПЦИЯ ЖЕЛАЕМОГО БУДУЩЕГО СОСТОЯНИЯ ШКОЛЫ КАК СИСТЕМЫ
4. КОНЦЕПЦИЯ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ШКОЛЫ
5. СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА ПЕРЕХОДА ШКОЛЫ В НОВОЕ СОСТОЯНИЕ.
РАЗДЕЛ I
Паспорт программы развития муниципального общеобразовательного учреждения
«средняя общеобразовательная школа № 27»
Настоящая программа определяет стратегию развития школы и действия по ее реализации.
Законодательная база для разработки программы развития школы
1. Конвенция о правах ребенка
2. Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка»
3. Закон РФ «Об образовании»
4. Закон РФ «Об утверждении Федеральной программы развития образования»
5. Национальная доктрина образования в Российской Федерации, одобренная постановлением Правительства Российской Федерации от 04.10.2000 г.
6. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года (постановление правительства РФ от 29.12.2001 г. № 1756-р)
7.Программа модернизации педагогического образования (приказ Министерства образования Российской Федерации от 01.04.2003 г, № 1313)
Цель программы
Создание воспитательно-образовательной среды, способствующей:
♦♦♦ обеспечению современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности, сохранению лучших традиций отечественного естественно-математического, гуманитарного и художественного образования;
♦♦♦ формированию у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.
Основные задачи программы
В результате реализации программы предполагается:
♦ Обеспечить достижение всеми обучающимися требований российских образовательных стандартов по образовательным областям Базисного учебного плана;
♦ Провести оптимизацию учебной, психологической и физической нагрузки учащихся и создать в школе условия для сохранения и укрепления здоровья обучающихся, в том числе за счет:
а/ реальной разгрузки содержания общего образования;
б/ использования эффективных методов обучения;
в/ повышения удельного веса и качества занятий физической культурой;
г/ улучшения организации горячего питания в школе;
д/ рационализации досуговой деятельности, каникулярного времени и летнего отдыха учащихся;
♦ Использовать нравственный потенциал искусства как средства формирования и развития этических принципов и идеалов в целях духовного развития личности;
♦ Отработать и ввести гибкую систему профилей обучения в старшей школе, в том числе путем кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования
♦ Усилить роль дисциплин, обеспечивающих успешную социализацию учащихся - экономики, истории, права, русского, иностранного языков, улучшить профессиональную ориентацию и трудовое обучение, обеспечить всеобщую компьютерную грамотность;
♦ Осуществлять всяческую поддержку и стимулирование инновационной деятельности педагогов;
♦ Обеспечить знания выпускниками средней школы на уровне функциональной грамотности как минимум одного иностранного языка;
♦ Повысить профессиональный уровень педагогов и формировать педагогический корпус , соответствующий запросам современной жизни.
♦ Содействовать повышению роли семьи в воспитании детей;
♦ Формировать культуру здорового образа жизни;
♦ Развивать органы ученического самоуправления в школе;
♦ Развивать ресурсное (материально-техническое, кадровое, научно-методическое ) обеспечение воспитательно-образовательного процесса;
♦ Формировать нормативно-правовые и организационно-экономические механизмов привлечения и использования внебюджетных ресурсов;
♦ Ввести надбавки, стимулирующие высокие результаты педагогической работы, за продолжительность непрерывной работы в школе, молодым специалистам;
Сроки реализации программы
с октября 2006 года по сентябрь 2010
Финансовое обеспечение программы
Выполнение программы обеспечивается за счет различных источников финансирования: местный бюджет и дополнительные привлеченные средства (спонсорские средства, доходы от дополнительных образовательных услуг, добровольные пожертвования).
Принципы реализации программы
Реализация программы строится на следующих принципах:
— программно-целевого подхода, который предполагает единую систему планирования и своевременное внесение корректив в планы; — информационной компетентности участников образовательного процесса о происходящем в школе;
— вариативности, который предполагает осуществление различных вариантов действий по реализации задач развития школы;
— включения в решение задач программы развития всех субъектов образовательного пространства.
Управление программой
Для управления реализацией программы развития создается научно-методический совет школы.
Информационная справка об образовательном учреждении
1.Этапы становления образовательного учреждения и его организационная структура
Школа открыта в 1910 году. С 1938 года функционирует как средняя общеобразовательная школа №27. В 2001-2002 учебном году аттестована, в 2003 году аккредитована Департаментом образования и науки Краснодарского края. Образовательное учреждение находится на территории села Львовского Северского района Краснодарского края. Обслуживает все Львовское территориальное поселение включая хутора Новоивановский, Стефановский, Красный, Песчаный.
Школа включает следующие ступени обучения:
♦ 1 ступень: начальная школа, срок обучения 4 года;
♦ 2 ступень: основная школа, срок обучения 5 лет, 5-9 классы общеобразовательные,
♦ 3 ступень: средняя (полная) школа, срок обучения 2 года, 10-11 классы общеобразовательные.
2. Сведения об общающихся ( на момент утверждения программы развития)
Первая ступень | Вторая ступень | Третья ступень | |
Общее количество обучающихся | 200 | 281 | 96 |
Общее количество классов базового общеобразовательного уровня | 10 | 12 | 4 |
Средняя наполняемость классов | 20 | 22 | 24 |
Количество групп продленного дня | 1 | - | - |
Средняя наполняемость групп продленного дня | 25 | - | - |
3. Организация функционирования школы.
МОУ СОШ № 27 функционирует как общеобразовательное учреждение одного уровня образования: образовательная школа. Работает в одну смену. Продолжение учебной недели - 5 дней в 1-9 классах, 6 дней - в 10-11 классах. Продолжительность уроков в соответствии с Уставом школы - 40 минут. Продолжительность перемен между уроками: минимальная - 10 минут, максимальная - 20 минут. Периодичность промежуточной аттестации обучающихся: для первой и второй ступени обучения - четыре раза в год по. результатам учебных четвертей, для третьей ступени обучения - два раза в год по итогам полугодий.
4. Сведения о квалификации работающих специалистов
Всего | % к общему числу педагогов | |
Имеют образование: | ||
♦ высшее | 31 | 69% |
♦ среднее специальное | 14 | 31% |
Имеют квалификационные категории: | ||
♦ высшую | 13 | 29% |
♦ высшую (руководители) | 1 | |
♦ первую | 22 | 49% |
♦ первую (руководители) | 5 | |
♦ вторую | 9 | 20% |
Имеют почетные звания | 6 | 13% |
Имеют ученую степень | - | |
Прошли за последние годы курсы повышения квалификации | 5 | 11% |
5. Перечень компьютеров, компьютерных программ и дополнительного оборудования для обеспечения образовательного процесса, имеющихся в школе
Компьютеры:
Тип техники | Год выпуска | Где установлен | Кем используется |
Мастер | 2001 | Кабинет ОИВТ | Учителем ОИВТ |
1ВМ | 1994 | Кабинет ОИВТ | Учащимися |
ШМ | 1994 | Кабинет ОИВТ | Учащимися |
ТМ | 1995 | Кабинет ОИВТ | Учащимися |
ГОМ | 1994 | Кабинет ОИВТ | Учащимися |
ОА 60/ХТ | 2003 | Кабинет ОИВТ | Учащимися |
Пилот | 2001 | Кабинет директора | Директором |
ШМ | 1994 | Кабинет заместителя директора по УВР | Заместитель директора по УВР |
Компьютерные программы применяются в традиционном наборе операционной системы Windows.
6. Характеристика требований социума к образовательным услугам школы
6.1. К содержанию образования: Содержание образования должно обеспечивать:
♦ адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества;
♦ формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира;
♦ интеграцию личности в национальную и мировую культуру;
♦ формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;
♦ воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.
6.2. К результатам образования:
♦ обеспечение получения среднего (полного) образования с углубленным изучением группы предметов, необходимых для продолжения обучения на следующих этапах обучения;
♦ воспитание свободного гражданина с развитыми интеллектуальными способностями, творческим отношением к миру, чувством личной ответственности, высокой моралью, способного к преобразовательной продуктивной деятельности, ориентированного на сохранение ценностей общечеловеческой и национальной культуры и саморазвитие.
6.3. К технологии обучения и воспитания:
♦ технологии, опирающиеся на развитие личности, дающие образовательный и воспитательный эффект.
6.4. К работающим педагогам:
♦ необходимая подготовка, образованность, стремление к поддержке и
развитию обучающихся, к конструктивному взаимодействию с их
родителями, к удовлетворению запросов на получение современного
среднего (полного) образования с углубленной подготовкой.
7. Краткая характеристика путей решения проблем, стоящих перед школой
♦ Внедрение в образовательный процесс нового содержания возможно за счет специальных целевых программ, которые должны обеспечить баланс между функционированием системы образования (сохранением норм) и ее развитием (внедрение в практику инноваций - овладением новыми культурными нормами);
♦ Развитие материально-технической базы учебного процесса с помощью привлечения внебюджетных средств;
♦ Развитие учебно-методической базы образовательного процесса путем: - создания технологий обучения, используя богатый опыт педагогического труда работников школы, - разработки авторских и авторизованных программ обучения на основе успешных технологий, - их апробация и внедрение в образовательный процесс.
♦ Повышение уровня профессионального мастерства педагогов школы через систему повышения квалификации, самообразования, совершенствования системы методической работы в школе;
♦ Материальное стимулирование высококвалифицированного и результативного труда педагогов с помощью надбавок надтарифного фонда школы.
КОНЦЕПЦИЯ ЖЕЛАЕМОГО БУДУЩЕГО
СОСТОЯНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВА ТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №27»
1. Характеристика требований социума к образовательным услугам школы.
Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на:
♦ обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее
самореализации;
♦ развитие общества;
♦ укрепление и совершенствование правового государства.
Содержание образования должно обеспечивать:
♦ интеграцию личности в национальную и мировую культуру;
♦ формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;
♦ воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.
♦ Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений.
Поэтому современное общество выдвигает ряд требований к содержанию образования:
♦ качественно новое содержание образования, предоставляющее возможность становления свободной и ответственной личности, владеющей опытом выполнения специфических личностных действий, рефлексии, смыслообразования, избирательности, жизненного самоутверждения; к результатам образования:
♦ обеспечение получения качественного среднего (полного) образования с углубленным изучением группы предметов, необходимых для продолжения обучения на следующих этапах обучения;
♦ воспитание свободного гражданина с развитыми интеллектуальными способностями, творческим отношением к миру, чувством личной ответственности, высокой моралью, способного к преобразовательной, продуктивной деятельности, ориентированного на сохранение ценностей общечеловеческой и национальной культуры и саморазвитие; к технологиям обучения и воспитания:
♦ технологии, опирающиеся на развитие личности и гуманитарную
методологию; к работающим педагогам:
♦ необходимая и достаточная для работы в новых условиях
подготовка, более высокая, чем в традиционной школе,
образованность, стремление к поддержке и развитию
обучающихся, к конструктивному взаимодействию с родителями
обучающихся, к удовлетворению запросов на получение
современного среднего (полного) образования.
2. Актуальность профильного обучения в современной школе
В настоящее время в высшей школе сформировалось устойчивое мнение о необходимости дополнительной специализированной подготовки старшеклассников для прохождения вступительных испытаний и дальнейшего образования в вузах. Традиционная непрофильная подготовка старшеклассников в общеобразовательных учреждениях привела к нарушению преемственности между школой и вузом, породила многочисленные подготовительные отделения вузов, репетиторство, платные курсы и др. Большинство старшеклассников считает, что существующее ныне общее образование не дает возможностей для успешного обучения в вузе и построения дальнейшей профессиональной карьеры. В этом отношении нынешний уровень и характер полного среднего образования считают приемлемым менее 12% опрошенных учащихся старших классов (данные Всероссийского центра изучения общественного мнения). Поэтому возникла необходимость в создании системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда , отработки гибкой системы профилей и кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования. Альтернативой традиционной школе становятся образовательные учреждения нового типа- вариативные, открытые, устраняющие «одинаковость» образования и в то же время обеспечивающие освоение воспитанниками общекультурного образовательного ядра, организующие обучение с учетом задатков, склонностей, способностей и интересов детей, достигнутого ими уровня развития и обученности. Они ориентируются, с одной стороны, на учебные возможности обучающихся , их жизненные планы и родительские ожидания, а с другой ~ на требования федеральных образовательных стандартов. Общество нуждается в школе, которая может подготовить российского делового человека - умельца, отличающегося творчеством, и предприимчивостью, который обладает крепкой духовной силой и ответственностью .
2. Основные положения концепции школы
Концепция школы опирается на следующие положения:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС
2.1. Исторически школа- это общеобразовательное учреждение, в котором существует система универсальной подготовки в соответствии с государственным образовательным стандартом. В ней изучаются основы наук гуманитарных, естественных, информационно-технологических, художественно-эстетических. Современная школа - общеобразовательное учреждение, обеспечивающее получение среднего (полного) образования повышенного уровня, за счет введения профильного обучения.
2.2. Профильная направленность обучения определяется ориентацией на определенные сферы деятельности, к которой принадлежит класс родственных по типу профессий, соответствующих видам взаимодействия человека с окружающим миром.
2.3.Обучение в школе должно быть профильным в третьей ступени (10-11 классы). В связи с этим на второй ступени (5-9 кл) обучение носит интегрированный характер, означающий усиление межпредметных связей. Для пропедевтики профильного обучения многие предметы изучаются по скорректированным программам, предусматривающим перенос части содержания учебного материала из программ 10-11 классов в 5-9 классы на доступном для соответствующего возраста детей уровне. Содержание обучения в начальной школе (1-4 кл) для всех обучающих носит общий характер. Оно включает в себя учебные курсы предметов, предназначенные для формирования начальных представлений учащихся, которые позволят затем сделать им осознанный выбор профиля обучения.
2.4.0бразовательный процесс в школе должен предусматривать передачу обучающимся таких методов мышления, которые обеспечивали бы не только подрастающего поколения, оказывая негативное воздействие на духовное и психическое развитие детей. Кроме того, растущая разница материального обеспечения семей наших воспитанников, коммерциализация сферы культуры не позволяет многим учащимся в полной мере приобщиться к духовным ценностям. Особое внимание необходимо уделить патриотическому воспитанию. Сегодня его актуальность определяется тем, что наряду с заинтересованностью в познании проблем современного общества, учащиеся не испытывают гордости за героическое прошлое и настоящее своей страны. Тревогу и озабоченность вызывает желание некоторых из них покинуть Россию, отсутствие у большинства ребят стремления служить в армии, незнание и как следствие этого, нарушение гражданских прав и обязанностей. Хорошо известно, что гражданин Отечества начинается с гражданина школы. Гражданские качества личности формируются там, где учащиеся вовлечены в самоуправление и могут самостоятельно решать проблемы школьной жизни, влиять на окружающую их социальную среду. Следовательно, задача педагогического коллектива -повысить требования к изучению и исполнению школьного законодательства, всемерно утверждать в сознании учащихся идеи гражданского патриотизма, гордости за свою школу, «малую» и «большую» Родину.
2.5. Для решения стоящих перед школой задач по формированию и развитию личности гражданина, необходимо выделить следующие направления развития личности, обеспечиваемые обучением и воспитанием:
Социально-нравственное : усвоение основных понятий о социальных нормах отношений, в том числе - об общечеловеческих ценностях, определяемых в соответствии с содержанием ратифицированной Россией Конвенции ООН о правах ребенка и с содержанием федеральных нормативных актов; сформированность основных элементов гражданско-патриотического сознания; усвоение основных обобщенных закономерностей жизни и развития общества и человека в нем; усвоение основных понятий культуры социальных отношений, включая экономические и правовые;
Общеинтеллектуальное: усвоение основных понятий об эффективных способах мыслительных действий применительно к решению задач и к другим видам практического применения аналитико-синтетической деятельности; усвоение основных элементов общенаучных методов познания;
Общекультууное: усвоение основных общеэстетических понятий (культурологических, культурно-национальных и др основных понятий, связанных с художественно-образным способом познания); усвоение основных экологических понятий, отражающих непосредственное взаимодействие человека с окружающей средой и его последствия; усвоение основных понятий, определяющих управление собой (своим здоровьем, физическим развитием, творческим самосовершенствованием).
РОЛЬ СЕМЬИ В ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ШКОЛЫ
В последнее десятилетие новая образовательная парадигма провозгласила родителей субъектами образовательного процесса, а значит, возложила на них ответственность за качество образования своих детей. Часть родителей активно стремится к педагогическому самообразованию, пытается разобраться в сущности современных образовательных процессов, в особенностях образовательной программы школы, учебных программах и учебниках, по которым работают педагоги. Тем не менее, уровень педагогической компетентности части родителей позволяет говорить о необходимости их психолого-педагогического просвещения. Широко используемый культивируемый вид сотрудничества — консультирование родителей педагогами и психологами — выходит сегодня в своем содержании на качественно новую ступень. На протяжении ряда лет в школе сложилась система мероприятий, направленных на сотрудничество с родителями. Одновременно с традиционными родительскими собраниями, заседаниями попечительского Совета, необходима организация работы с целью педагогического просвещения родителей. Активное вовлечение родителей в жизнедеятельность школы происходит через познавательные, творческие, и спортивные мероприятия. Факт социального расслоения семей влияет на некоторые существенные моменты образовательного процесса. Знание многообразных особенностей семей обучающихся, их социального положения может снять целый ряд негативных моментов в сотрудничестве педагогов с родителями, более полно учесть образовательно-воспитательный потенциал семьи, найти разнообразные формы взаимодействия школы с семьями ребят, не зависящие от их статуса и материального положения. понятий, определяющих управление собой (своим здоровьем, физическим развитием, творческим самосовершенствованием).
Основное положение
1 Кадровое обеспечение
• Обеспечить полную укомплектованность учреждения педагогами, их соответствие образовательному цензу, своевременное повышение квалификации.
• Прохождение переподготовки педагогами для работы в классах предпрофильной и профильной направленности.
• Подбор или переподготовка педагогов иностранного языка для обучения языку в начальной школе.
• Прохождение курсов по основам информатики и вычислительной техники педагогами для преподавания модуля информатики в начальной школе.
2. Сохранение контингента обучающихся
• Не допускать выбытия из школы без уважительных причин.
• Укреплять авторитет учебного заведения, с целью привлечения обучающихся для пополнения ученического контингента. 3, Освоение обучающимися образовательных стандартов
• Обеспечивать качественные результаты итоговой аттестации не менее половины выпускников, обучающихся по программам начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования: На 1-ой ступени обучения (учащиеся 4-х классов) - определение качества по русскому языку и математике. На 2-ой ступени обучения (учащиеся 9-х классов) - определение качества и уровня подготовки проводить по трем предметам: русский язык и математика (письменно), география в форме тестирования. На 3-ой ступени обучения (учащиеся 11-х классов) - определение качества и уровня подготовки проводить по трем предметам: русский язык и математика (письменно), история России в форме тестирования.
4. Система профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетним
Работа с учащимися и их семьями:
• находящихся в социально опасном положении;
• совершивших правонарушения;
• не посещающие или систематически пропускающие по неуважительным причинам занятия;
• употребляющих наркотики и алкоголь. Обеспечивать занятость подростков «группы риска» в спортивных секциях, кружках, студиях. Система внеаудиторной воспитательной работы «Личность» с учащимися школы.
5. Инновационная образовательная деятельность
• Инновации должны привести к заметному качественному изменению в содержании, организации и результативности в преподавании предмета.
• Стимулировать деятельность педагогов к творческому поиску через систему надбавок из надтарифного фонда
6. Развитие материально-технической базы
• Обеспечить кабинет информатики современными компьютерами.
• Продолжать накопление приборов и материалов в кабинетах физики, химии
• Продолжать пополнение наглядными пособиями кабинетов географии, истории, литературы, иностранных языков, математики.
• Продолжать пополнение инструментами и материалами мастерских, кабинетов обслуживающего труда.
• Приступить к оборудованию швейного цеха и развитию базы начального профессионального образования по пр