Открытый урок в 6 классе. Портрет.
Открытый урок в 6 классе. Портрет. (разработка эскизов – образ Кубанского казака с дальнейшим выполнением в материале на уроках технологии при изучении темы «Художественная обработка древесины в проектной деятельности учащихся»).
Цели урока:
1. Сформировать у учащихся личностный подход к истории края.
2. Вызвать интерес к изучению этнографии и археологии Кубани.
3. Воспитать уважение к предкам – защитникам Отечества.
4. Обучить изображению казака в форме (погрудный, поясной портрет).
Оборудование:
Для учителя: репродукции картин и музейных экспонатов, изображения воинской одежды и оружия, карты переселения казаков-черноморцев на Кубань, старые фотографии, мультимедийный комплекс.
Для учащихся: листы бумаги, карандаш, кисти, гуашь, емкость для воды.
Опережающее домашнее задание:
1) Расспросить родителей о родственниках старших поколений и составить генеалогическое древо;
2) Принести на урок старые фотографии с портретами предков и другие семейные реликвии.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Актуализация темы – вводная беседа:
Каждый уголок России имеет свои черты истории и культуры. Наша Кубань – частица великой России.. знаете ли вы, что на Кубани живут 120 национальностей? И у каждой семьи есть своя история.
Дома вы беседовали с родителями, бабушками и дедушками, рассматривали семейные фотографии и старинные вещи, которые когда-то принадлежали вашим родственникам.
Сегодня мы поговорим с вами о нашей малой родине – Кубани. И каждый из вас расскажет о знаменательных событиях в жизни вашей семьи, продемонстрирует семейные фотографии и реликвии.
3. Изучение нового материала:
Как вам известно, грамоту на владение кубанскими землями казакам даровала Екатерина II в благодарность за верную службу.
С XV по XVIII в. народы, населявшие земли Кубани, находились в зависимости от Турции. Во второй половине XVIII в. Российская империя вела войну с Турцией за выход к берегу Черного моря. Активное участие в этой борьбе принимали мужественные черноморские казаки.
Давайте рассмотрим карту, на которой стрелками обозначен путь казаков от берегов Днестра на Кубань. Весной 1793 г., подойдя к высокому берегу реки Кубани, в урочище Карасунский Кут казаки заложили крепость. По преданию, Захарий Чепега, указав рукой на заросли Карасунского Кута, воскликнул: « Быть здесь граду!»
В конце XVIII в. Переселившиеся на Кубань казаки построили 40 станиц, тема самым укрепив южные границы Российской империи.
Строительство казачьих поселений велось по плану: в центре площадь с церковью, школой, управой.
Первые поселенцы села Львовского.
(далее идут сообщения учащихся об образовании села Львовского).
О культурной жизни и исторических событиях тех далеких лет мы узнали благодаря исследованиям выдающегося деятеля кубанской исторической науки Е. Д. Фелицына – офицера Кубанского казачьего войска. Один из экспонатов музея – старинный фотоаппарат со стеклянными пластинками, с помощью которого Евгений Дмитриевич запечатлел неповторимую самобытность казачьего края.
Первый городничий Екатеринодара, Данила Волкорез, составил документ, в котором перечислял фамилии первых жителей города: Белый, Торохтило, Косолап, Задирака, Перебейнос.
Мы знаем, что казаки переселились на южные рубежи нашей Родины в конце XVIII в. а раньше?
В древние времена территорию Кубани населяли скифы и меоты (предки адыгов).
А теперь посмотрим на принесенные фотографии из семейных архивов.
Итак, в беседах с родными вы узнали историю вашей семьи: откуда родом ваши предки и чем они знамениты, в честь кого вас назвали.
Дома вы составили генеалогическое древо вашего рода. Оно украшает первую страницу альбома «История моей семьи». Продолжайте пополнять свои альбомы рассказами о жизни ваших предков, фотографиями, рисунками.
4. Практическая работа.
А теперь переходим к следующему этапу.
Сегодня мы с вами станем портретистами и создадим образ предка-казака. Мы разработаем эскизы образов кубанского казака. Затем мальчики смогут использовать эти эскизы для дальнейшего выполнения в материале на уроках технологии при изучении художественной обработки древесины, а девочки на уроках технологии смогут заняться изготовлением костюмов кубанских казаков.
Поэтапность выполнения работы:
*вспоминаем основные пропорции головы и лицевой части;
*выполняем поясной или погрудный портрет;
*компонуем изображение на листе;
*дополняем верхнюю одежду характерными элементами и деталями;
*окончательную проработку изображения выполняем черной гуашью.
5. Домашнее задание:
Узнайте и запишите название элементов одежды ваших предков, которых нет в гардеробе современного человека. Выполните их эскизы и зарисовки.
Результаты работы учащихся (мальчики)