Официальный сайт МБОУ СОШ №27 353260, Краснодарский край, Северский район, село Львовское, Советская улица, 80 СВЕДЕНИЯ ОБ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
ТЕЛЕФОН(-Ы): +7 (861) 663-75-60
ЭЛЕКТРОННАЯ ПОЧТА: school27@sever.kubannet.ru

Открытый урок в 6 классе. Портрет. (разработка эскизов – образ Кубанского казака с дальнейшим выполнением в материале на уроках технологии при изучении темы «Художественная обработка древесины в проектной деятельности учащихся»).

 

Цели урока:

1.    Сформировать у учащихся личностный подход к истории края.

2.    Вызвать интерес к изучению этнографии и археологии Кубани.

3.    Воспитать уважение к предкам – защитникам Отечества.

4.    Обучить изображению казака в форме (погрудный, поясной портрет).

   Оборудование:

          Для учителя: репродукции картин и музейных экспонатов, изображения воинской одежды и оружия, карты переселения казаков-черноморцев на Кубань, старые фотографии, мультимедийный комплекс.

          Для учащихся: листы бумаги, карандаш, кисти, гуашь, емкость для воды.

          Опережающее домашнее задание:

1)    Расспросить родителей о родственниках старших поколений и составить генеалогическое древо;

2)    Принести на урок старые фотографии с портретами предков и другие семейные реликвии.

   Ход урока.

 

1.    Организационный момент.

2.    Актуализация темы – вводная беседа:

Каждый уголок России имеет свои черты истории и культуры. Наша Кубань – частица великой России.. знаете ли вы, что на Кубани живут 120 национальностей? И у каждой семьи есть своя история.

Дома вы беседовали с родителями, бабушками и дедушками, рассматривали семейные фотографии и старинные вещи, которые когда-то принадлежали вашим родственникам.

Сегодня мы поговорим с вами о нашей малой родине – Кубани. И каждый из вас расскажет о знаменательных событиях в жизни вашей семьи, продемонстрирует семейные фотографии и реликвии.

3.    Изучение нового материала:

Как вам известно, грамоту на владение кубанскими землями казакам даровала Екатерина II в благодарность за верную службу.

 

С XV по  XVIII в. народы, населявшие земли Кубани, находились в зависимости от Турции. Во второй половине XVIII в. Российская империя вела войну с Турцией за выход к берегу Черного моря. Активное участие в этой борьбе принимали мужественные черноморские казаки.

Давайте рассмотрим карту, на которой стрелками обозначен путь казаков от берегов Днестра на Кубань. Весной 1793 г., подойдя к высокому берегу реки Кубани, в урочище Карасунский Кут казаки заложили крепость. По преданию, Захарий  Чепега, указав рукой на заросли Карасунского Кута, воскликнул: « Быть здесь граду!»

          В конце XVIII в. Переселившиеся на Кубань казаки построили 40 станиц, тема самым укрепив южные границы Российской империи.

Строительство казачьих поселений велось по плану: в центре площадь с церковью, школой, управой.

 

Первые поселенцы  села Львовского.

(далее идут сообщения учащихся об образовании села Львовского).

          О культурной жизни и исторических событиях тех далеких лет мы узнали благодаря исследованиям выдающегося деятеля кубанской исторической науки Е. Д. Фелицына – офицера Кубанского казачьего войска. Один из экспонатов  музея – старинный фотоаппарат со стеклянными пластинками, с помощью которого Евгений Дмитриевич запечатлел неповторимую самобытность казачьего края.

 

Первый городничий Екатеринодара, Данила Волкорез, составил документ, в котором перечислял фамилии первых жителей города: Белый, Торохтило, Косолап, Задирака, Перебейнос.

          Мы знаем, что казаки переселились на южные рубежи нашей Родины в конце XVIII в. а раньше?

          В древние времена территорию Кубани населяли скифы и меоты (предки адыгов).

          А теперь посмотрим на принесенные фотографии из семейных архивов.

          Итак, в беседах с родными вы узнали историю вашей семьи: откуда родом ваши предки и чем они знамениты, в честь кого вас назвали.

          Дома вы составили генеалогическое древо вашего рода. Оно украшает первую страницу альбома «История моей семьи». Продолжайте пополнять свои альбомы рассказами о жизни ваших предков, фотографиями, рисунками.

 

4.    Практическая работа.

А теперь переходим к следующему этапу.

Сегодня мы с вами станем портретистами и создадим образ предка-казака. Мы разработаем эскизы образов кубанского казака. Затем мальчики смогут использовать эти эскизы для дальнейшего выполнения в материале  на уроках технологии при изучении художественной обработки  древесины, а девочки на уроках технологии смогут заняться изготовлением костюмов кубанских казаков.

Поэтапность выполнения работы:

*вспоминаем основные пропорции головы и лицевой части;

*выполняем поясной или погрудный портрет;

*компонуем изображение на листе;

*дополняем верхнюю одежду характерными элементами и деталями;

*окончательную проработку изображения выполняем черной гуашью.

5. Домашнее задание:

Узнайте и запишите название элементов одежды ваших предков, которых нет в гардеробе современного человека. Выполните их эскизы и зарисовки.

 

Результаты работы учащихся (мальчики)

Фотографии